Тульский музей изобразительных искусств



Жуковский Станислав Юлианович (1873 - 1944). Последние астры. 1912г.






Станислав Юлианович Жуковский - известный русский художник, выдающийся пейзажист конца 19 - начала 20 века. Большое влияние на становление молодого живописца оказало творчество В.Д. Поленова и И. И. Левитана.

Жуковский - русский импрессионист. Его пейзажи не подражают "французам", они самобытны и самостоятельны. Не случайно он говорил: «Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным».

Его полотна наполнены светом и воздухом, насыщены красками природы и тончайшими нюансами настроения. Работая с натуры, Жуковский предпочитал писать "переходные" состояния природы. Особенно любил осень, многократно варьируя любимые мотивы и каждый раз находя что-то новое. Не случайно также его называют "певцом русской усадьбы". Один из немногих русских художников он тонко подмечал, как уходит и угасает красота бывших дворянских гнезд. Путешествуя по России и Украине, Станислав Жуковский пишет заброшенные парки, как будто засыпающую в опустевших комнатах старинную мебель, увядающие цветы и осенние деревья. После Октябрьской революции творчество художника было не востребовано, и в 1923 году он уехал в Польшу. Жизнь художника трагически оборвалась в 1944 году, когда арестованный нацистами, он умер в концлагере.

Картина «Последние астры» из коллекции Тульского музея изобразительных искусств была написана в 1912 году. На первом плане художник пишет осенние увядающие цветы. На фоне опавшей листвы, оголенных кустов и осенних деревьев астры кажутся последним всплеском жизни. Лепестки написаны пастозными, кажущимися объёмными мазками. Драгоценное сочетание фиолетово-лиловых, бордово-красных, сиренево-розовых, снежно-белых цветов заставляет любоваться каждой каплей застывшей краски. Художник создает сложную палитру чувств: тихая грусть растворяется в умиротворении осеннего дня, последние краски уходящего лета наполняют сердце радостью и восторгом. Фактура холста необычайно богата: на фоне гладко написанного заднего плана, пастозный передний план кажется необычайно объёмным.