Тульский музей изобразительных искусств



Репин Илья Ефимович. (1844 - 1930). Член ТПХВ. Женщина с кинжалом. Этюд для картины Садко(1874-1876). 1876






Портретный этюд «Женщина с кинжалом» воспринимается как самостоятельное произведение. Горделиво откинутая прекрасная голова на изящной шее, сверкающий надменный взгляд, плотно сжатые губы, трепетные пальцы, сжимающие кинжал, передают напряжение чувств, взволнованность, которые преображают образ, насыщая его духовной красотой. Такое впечатление достигается, прежде всего, богатством живописной палитры, построенной на созвучии масс бархатисто – коричневых и жемчужно – золотистых тонов, энергичной манерой свободного, непринуждённого письма. Созданный Репиным живописный образ невольно ассоциируется с поэтическим созданием А.С. Пушкина – Заремой: «Кинжалом я владеть умею, я близ Кавказа рождена».

Этот замечательный этюд, также как и другие этюды к картине «Садко» (1874-1876), за которую впоследствии автор получил звание академика, был выполнен Репиным во время пребывания во Франции, где художник находился как пенсионер Академии, оказавшись в бурной художественной жизни французской столицы. Однако тоскуя по родине, он задумал картину на русский сказочный сюжет. Вот как сам Репин в письме к В.В. Стасову описывал идею этой картины: «Садко – богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная от архитектуры до растений и свиты царя. Перед Садко пройдут прекрасные девицы всех наций и эпох… Наивный малый Садко вне себя от восторга, но крепко держит наказ угодника: выбирать девушку – чернавушку, идущую позади, это – русская девушка. Идея, как видите, не особенная, но выражает моё настоящее положение, и может быть, положение всего русского искусства. Действительно, я глазею во все глаза на всё, что вижу за границей. Но не оставляю думу о девушке – чернавушке, которую буду воспроизводить уже дома…». Сделанный эскиз не понравился художнику, он разочаровался даже в самой идее картины, и начатое полотно забросил на два года. Лишь после того, как из Петербурга был прислан официальный заказ на «Садко», Репин снова, но с неохотой взялся за полотно. И если многие этюды были удачны, то сама картина не принесла мастеру удовлетворения. Вместе с тем именно она открыла путь русской былине в национальную живопись. После «Садко» появились легенды России в холстах В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, Н.К. Рериха и других мастеров. Великий энциклопедист национального искусства, зачинатель самых разных направлений, форм, жанров, тем - И.Е. Репин и здесь сказал своё весомое слово.